Колосова Любовь Сергеевна, мастер ручного ткачества

Российский народ всегда славился своими умельцами, которые могли и великолепный храм построить, и костюм расшить золотом. Мастерство у российских людей всегда было в почете, а те, кто обладал им, пользовались большим уважением. В современное динамичное время, в век компьютеров и нанотехнологий, механизации производства и товаров массового потребления, возрождается старинное трудоемкое ремесло ручного ткачества. Эта тенденция помогает восстановить гармонию в человеке, живущем в искусственной городской среде, преодолеть дисбаланс его существования с миром природы и культуры, обрести целостность.

Во всем мире возрастает интерес к рукотворным технологиям.

Собирая материал о видах рукоделия на территории села Богословка, мы с учащимися познакомились с удивительной женщиной Колосовой Любовью Сергеевной. Она освоила ткацкий станок своей мамы, и этот станок находится у нее дома, мастерской отведена отдельная комната. Нам захотелось узнать больше о ткачестве и об этой удивительной мастерице Колосовой Любови Сергеевне. Вообще интересно, откуда берутся вещи. Откуда берется всё в этом мире.

Ткачество – это один из этапов превращения растения в одежду, в предметы быта. Ткацкий станок - одно из наиболее древних орудий труда человека.

Плетение зародилось на заре человечества, свыше 25 000 лет назад. Изготовление ковриков, половиков, дорожек появилось одновременно с появлением ручного ткачества и вязания. Практически в каждом уголке мира имеются свои традиционные техники изготовления половиков, которые трансформировались во всемирно известные ручные методы плетения, секреты которых передаются из поколения в поколение.

Ткачество называли призванием женщины, и занятие это являлось таким же основополагающим, как и земледелие. До замужества девушка занималась преимущественно прядением и ткачеством, в первую очередь, заготовляя приданое. Если она была искусна в этих занятиях, она обеспечивала хороший заработок семье, ее освобождали от других работ по хозяйству.

Весь процесс изготовления ткани являл собой ритуал, направленный на сохранение и приумножение благополучия. Когда мастерица ткала, с каждым движением нити приговаривала «на счастье, на здоровье».

У славянских народов ковровые изделия и половики относятся к «низовым» техникам, которые не предполагают высокий уровень мастерства как ткачество более тонких тканей, плетение кружев, кружевное вязание. В русских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. Со временем хозяйки их стали использовать для утепления пола и как предмет декора, в качестве прикроватных или входных ковриков. Такое использование изначально имело только практическую составляющую, так как избы часто к утру остывали, и хождение по холодному полу после сна часто приводило к респираторным заболеваниям. Только со временем половики становятся предметом традиционного славянского декора.

Тканые дорожки, круглые коврики традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век, это своеобразная техника переработки, и придание нового качества старым вещам. Домотканые дорожки стали популярны в XIX веке. В качестве материала также применяли очёсы льна, коноплю, лыко, солому, то есть материалы, которые не могли использоваться для ткачества. Изначально ткань резалась на длинные куски шириной 0,5-2 см, а после прокручивалась на веретене.

Один из валиков станка – навой - служит для навивки нитей основы.Другой – для навивки готовой ткани. Оба валика установлены в боковинах станка и снабжены храповиками с собачками. Все нити основы между валиками должны быть продеты в отверстия – глазки ремизок. Глазки образуются из нитяных петель, вдетых друг в друга. Ремизки скреплены между собой сверху и снизу тесьмой, перекинутой через ремизные валики – их устанавливают примерно посередине станка. В одну ремизку пробирают четные нити основы, в другую – нечетные.

Колосова Любовь Сергеевна: «Заправки нитей – трудоемкая и продолжительная работа. Чтобы заправить каждую из 250 нитей уходит около 2-х недель».

При тканье одна ремизка поднимается, другая опускается. При этом одна половина нитей основы тоже поднимается, другая половина опускается. Между поднятыми и опущенными нитями образуется зев. Батан при этом откинут к ремизкам. Через зев прокидывается челнок с уточной нитью. Затем эта нить прибивается батаном к краю ткани.

Перед перекидкой следующей уточной нити положение ремизок меняется, а батан вновь откидывается к ремизкам. Так постепенно, нить за нитью, нарабатывается ткань.

Челнок - это узкая линейка, чуть короче ширины станка. Нить - уток наматывается во всю длину челнока. Любовь Сергеевна использует вместо потерянного челнока вешалку для одежды.

Успех работы во многом зависит от правильной подготовки к ней. Прежде всего, нужно насновать основу.

Ткань, изготовленная на ткацком стане, состоит из продольных нитей, называемых основой, и поперечных, получивших название «уток».

Для работы на ткацком стане, прежде всего, готовили основу будущей ткани. Этот процесс назывался «снование». Наиболее древний способ снования — снование по стене. Нити натягивали на колышки, вбитые в стену. Снование по стене — медленная и утомительная работа. В течение нескольких часов ткачиха должна была непрерывно переходить от одного колышка к другому.

Колосова Любовь Сергеевна: «Я не знала, как мама сновала основу. Я в коридоре набила гвозди и переходила от одного к другому. Затем заказала и мне сделали сновальную раму. Использую армированные нити №10. Можно брать и нити «ирис», «ромашка».

Колосова Любовь Сергеевна: «Нить завязываю узлом на первом колышке, обвожу соседний колышек, затем веду нить к другой стороне доски, обвожу там вокруг колышка – и снова в обратную сторону. Дойдя до двух последних колышков, делаю восьмерку. Далее веду нить до первых колышков (всего до 250 нитей). Кончив сновку, вдеваю в восьмерки толстый шнур и завязываю с двух сторон узлом. Теперь снимаю очень осторожно и, чтобы не спутались нити, сразу же делаю косу. В таком виде основу можно хранить долго».

Любовь Сергеевна: «Навивать основу на валик-навой советуют лучше всего вдвоем, а при недостаточном опыте даже втроем. Один держит косу, постепенно отпускает ее, равномерно натягивая основу, второй вращает валик, наматывая на него основу, третий держит редкий гребень шириной с навой. Я год не могла понять, как происходит этот процесс, обращалась в музей Тарханы, но они держат этот процесс в секрете, так как реализуют домотканые половики и конкуренты им, видимо, не нужны. Мою маму, Пелагею Андреевну приглашали в деревне за определенную плату навивать основу и заправлять нити. Не каждый, кто мог ткать, мог подготовить станок к работе!»

Колосова Любовь Сергеевна: «На станке получается 30 метров домотканого полотна. На изготовление 1 метра тратится 1-1,5 часа.

Время пролетает быстро и проходит с невероятным удовлетворением, я не работаю, не зарабатываю, я отдыхаю и радуюсь своему творению!»

Половики никогда не выходили из моды. Они видоизменялись, приспосабливались под новые веяния, но были и будут. Пока дом будет призван дарить уют, на его полах будут лежать уютные коврики.

Колосова Любовь Сергеевна: «Когда знакомые видят такую ткань, просят или продать, или выполнить заказ. Очень часто просто дарю. Начинала со стоимости 100 рублей метр. Но получение денежного дохода, не является моей целью. Это, прежде всего, радость, увлечение и удовлетворение, что я освоила станок, за которым работала моя мама, Пелагея Андреевна».

Мы познакомились с удивительным, творческим человеком Колосовой Любовью Сергеевной. Колосова Л. С. принимает активное участие в выставках сельского, районного и областного уровней, ее работы были выставлены на выставке-ярмарке народного творчества к 300-летию Пензы. Ее работы находятся в школьном музее, а информация об этом творческом человеке размещена на сайте школьного историко-краеведческого музея МОБУСОШ им. С. А. Суркова с. Богословка.


Автор статьи: Филимонова Татьяна Николаевна, учитель технологии МОБУСОШ им. С.А. Суркова с. Богословка.